На канале «Россия 1» триумфально завершается сериал «Челночницы» (финальные серии — 13 октября). Героини — жены российских офицеров, которые в 1990-е были вынуждены заняться челночным бизнесом, чтобы выжить. Трогательная, нарочитая и немного наивная интерпретация весьма болезненных для нашей страны событий угодила прямиком в зрительские сердца.
Пожалуй, на текущий момент это самый популярный сериал осени. О том, почему зритель так любит сериалы о своем же прошлом, порталу teleprogramma.pro рассказала сценарист сериала Зоя Кудря («Граница. Таежный роман», «Ликвидация», «Мосгаз», «Палач», «Адмирал»).«Челночницы»: момент съемок. Героиня Марии Порошиной — учительница английского языка, которая делает первые шаги в торговле. Фото: «Россия 1».
— Зоя Анатольевна, за рейтингами сериалов по вашим сценариям следите?
— А я и не знаю, где следить. «Челночниц» сама первый раз смотрю — не было предварительного просмотра. Я после этого проекта еще два написала, так что кое-что уже подзабыла.
— У вас ведь еще и «Шакал» скоро на Первом канале начинается.
— Сама с удивлением узнала.
— О том, что вы работаете над «Челночницами», вы рассказывали еще года три назад…
— Да-да. Это такая была работа! Не то что тяжеленная… Но тяжелая! Я, честно говоря, 16 серий никогда раньше не писала. Для меня и 8 серий — уже проблема. Слышу «надо 8 серий» и начинаю вздыхать. Но написала 8, как полагается. Но мне сказали: «у вас там так много событий, что зритель просто не успеет за ними проследить». И заказали мне 20. Но я дописала до 16-ти.
— Когда вы смотрите готовый фильм, возмущаетесь?
— Конечно. В голове-то у меня тоже все снято, проговорено. Но я иногда смотрю два раза. Смотрю во второй и думаю: что я возмущалась — нормальное кино, все хорошо! А сначала все раздражает: «Ну не так! Ну медленно же, быстрее надо!» Но мне обижаться нельзя на режиссеров, потому что они снимают по сценарию. И «Челночницы» Юлия (Краснова, режиссер. — Авт.) сняла по сценарию. Так что если у меня есть какие-то претензии, то я не могу сказать: «а, это режиссер наделал». Значит, претензии ко мне, все неудачи — они мои. Из моего сценария «Челночниц» очень мало сцен выброшено. Наверное, это сделали при монтаже, когда не помещалось все в хронометраж. Может, потому что у меня еще и написано быстро-быстро — в 16 серий надо было уложиться.
— Актеры справились?
— Очень хороша Елена Панова (в сериале Светлана Лютая, одна из двух подруг — жен офицеров. — Авт.). Она же у меня в «Границе» («Граница. Таежный роман» — сериал 2001 года. — Авт.) была. Потом я ее смотрела в других проектах и что-то она мне показалась не очень… А тут посмотрела — ну, молодец! Великолепная просто получилась Верочка — это девчонка, которая с ума сошла (актриса Екатерина Травова. — Авт.). И роль тяжелая — хотя она маленькая, но очень важная. И она так справляется! Открытие для меня — Зоряна Марченко (Алиса, медсестра в больнице. — Авт). Не знала я эту актрису — просто аплодирую ей. И Ирина Розанова (Зоя, хозяйка челночного бизнеса. — Авт.), конечно. Она моя подруга — я и так хвалила бы ее, но тут она выше всех комплиментов.
«Челночницы»: актриса Зоряна Марченко в роли медсестры Алисы. Фото: «Россия 1».
— В Интернете шквал откликов…
— И что мне понравилось: при этом мало кто обсуждает сам сериал. Ну а что его обсуждать-то? У людей огромное количество воспоминаний. От некоторых у меня слезы навернулись. Там такие истории, которые я бы выдумать не смогла. И ужас не в том, как женщинам тогда было тяжело, а в том, что они сейчас получили, когда их время прошло и мужья стали их попрекать: «ты сидишь у меня на шее». А в то время он спокойно сидел у нее на шее! Это реальная история одной женщины. Почему же она мне раньше не встретилась? Я бы ее обязательно рассказала о ней в проекте. А сын ей говорит: «Знаешь, мать, моя жена никогда не будет жить так, как ты жила». Они получают не благодарность, а претензии. Это страшно — услышать такое. Эта история меня потрясла. Очень многие узнают себя. Там мало что выдумано — практически ничего. Я же сама жила в то время, у меня ощущение, что я открыла окошко, посмотрела и написала как есть. У меня брат — полковник, очень многое я взяла от его жены — она рассказывала про своих подруг, как они шили мешки, ездили в эту Польшу.
«Челночницы»: актриса Елена Панова в роли Светланы Лютой. Фото: «Россия 1».
Это смешно, но когда начались съемки, наш главный продюсер Александр Кушаев сказал: «аА ведь сериал-то становится актуальным». Это может повториться и в сегодняшнем времени, надо уметь помнить об этом. В таких ситуациях мужчины, как правило, руки опускают. А жены — домохозяйки, которые ни черта не делают, вдруг говорят: «надо жить». Сегодня у нас матриархат — может быть, это началось после 1990-х годов, когда те женщины встали на ноги.
— Действие чуть ли всех фильмов по вашим сценариям происходит в прошлом. Понятно, что это «зрительский заказ». Но почему? Это попытка разобраться, что с нами тогда происходило, или форма эскапизма — попытка отвлечься от действительности?
— Да, мы прячемся от нашего ужаса и ныряем в другой — еще страшнее. По-крайней мере, все хотят этого. У меня фильм был «Курсанты». Я была удивлена, когда обрушился невероятный поток писем: писали люди от 12 лет до 80-ти. Девчонка одна написала: «я и не знала, что мы такие хорошие». Сейчас часто говорят, что мы совсем никакие. А оказывается, мы были очень хорошие. И эта ситуация, когда мы ныряем в прошлое, она оттого, что нам надо, чтобы кто-то сказал, что мы не такие уж плохие. Если тогда люди были хорошие, то и в нас должно что-то от них остаться?
«Челночницы»: постер сериала.
— Над чем работаете сейчас?
— Не могу говорить подробно, но сейчас заканчиваю один проект для Сергея Газарова — он выступает в качестве продюсера. Но это тоже прошлое! 1974 год… Я бы с удовольствием написала современное кино. У меня есть мечта одна — написать современный сериал про нашу контрразведку. А я не могу это сделать! Потому что я должна иметь доступ к документам ФСБ. Ну дайте мне зацепиться за что-нибудь! Ловят же сейчас внутри страны шпионов? Не знаю, куда соваться. А тупо выдумывать нельзя…